Требования к условиям хранения гражданского оружия находящегося в собственности граждан Российской Федерации установлены статьей 22 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. «Об оружии» № 150-ФЗ и пунктом 59 Правил оборота гражданского служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814.
В соответствии с указанными правовыми нормами принадлежащие гражданам Российской Федерации оружие и патроны должны храниться по месту их жительства с соблюдением условий, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц, в запирающихся на замок (замки) сейфах, сейфовых шкафах или металлических шкафах для хранения оружия, ящиках из высокопрочных материалов либо в деревянных ящиках, обитых железом.
Хранение оружия и патронов гражданами Российской Федерации в местах временного пребывания должно осуществляться с соблюдением условий, исключающих доступ к оружию посторонних лиц.
Граждане Российской Федерации, являющиеся членами спортивных стрелковых обществ и клубов, могут хранить принадлежащее им оружие и патроны на спортивных стрелково-стендовых объектах по месту проведения тренировочных стрельб и соревнований.
Перечисленные требования являются исчерпывающими и расширенному толкованию не подлежат. Вместе с тем, установленные действующим законодательством требования к условиям хранения гражданского оружия не лишают права граждан Российской Федерации самостоятельно принимать дополнительные меры для обеспечения сохранности своего имущества, в том числе и оружия, например, производить установку на окнах жилого помещения металлических решеток, а также заключать договора по постановке жилого помещения на пультовую охрану федерального государственного унитарного предприятия «Охрана» или вневедомственной охраны Росгвардии, частных охранных организаций.
В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь от 13 ноября 2001 года № 61-З «Об оружии» (далее – Закон) огнестрельное оружие травматического действия – огнестрельное короткоствольное или бесствольное оружие, предназначенное для поражения живой цели на расстоянии метаемым элементом травматического патрона и не предназначенное для причинения смерти человеку.
Согласно статье 8 названного Закона на территории Республики Беларусь оборот огнестрельного оружия травматического действия запрещен.
Незаконные изготовление, приобретение, передача во владение, сбыт, хранение, перевозка, пересылка или ношение огнестрельного оружия травматического действия, боеприпасов к нему либо незаконные изготовление, приобретение, передача во владение, сбыт, перевозка, пересылка или ношение составных частей или компонентов огнестрельного оружия травматического действия влечет ответственность по части 2 статьи 295 Уголовного кодекса Республики Беларусь, санкция которой предусматривает наказание в виде исправительных работ на срок до двух лет, или ареста на срок до шести месяцев, или ограничения свободы на срок до пяти лет, или лишения свободы на срок до семи лет с конфискацией имущества или без конфискации.
На основании изложенного ввоз и использование на территории Республики Беларусь травматического оружия запрещены.
Кроме того, необходимо отметить, что согласно статье 15 Закона запрещаются ввоз, использование и применение на территории Республики Беларусь всех видов, типов и моделей оружия и боеприпасов иностранными гражданами, лицами без гражданства, временно пребывающими или временно проживающими в Республике Беларусь, в целях обеспечения личной безопасности, защиты жизни и здоровья других граждан, их собственности, безопасности сопровождения грузов, а также в иных целях, кроме оружия, указанного в частях второй и третьей статьи 15 Закона (механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные веществами слезоточивого или раздражающего действия, электрошоковые устройства и искровые разрядники, пневматическое оружие с дульной энергией не более 7,5 Дж; а также охотничье и спортивное оружие - при наличии приглашения туроператора, турагента или юридического лица, ведущих охотничье хозяйство, контракта с указанными туроператором, турагентом или юридическим лицом на охоту или приглашения для участия в спортивных мероприятиях и соответствующего разрешения Министерства внутренних дел Республики Беларусь), если это не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь, за исключением ввоза, вывоза и транзита огнестрельного оружия и боеприпасов для обеспечения безопасности глав иностранных государств и правительств, членов их семей, а при необходимости, по решению Президента Республики Беларусь, – и иных лиц иностранных государств в период их пребывания на территории Республики Беларусь.
Нарушение указанными гражданами порядка ввоза оружия и боеприпасов на территорию Республики Беларусь, использования и применения влечет изъятие и конфискацию таких оружия и боеприпасов в установленном порядке.
В соответствии со статьей 14 Закона право на приобретение гражданского оружия и боеприпасов имеют граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, достигшие 18-летнего возраста, после получения в органах внутренних дел разрешения на приобретение конкретного вида и типа оружия.
Порядок выдачи вышеуказанной категории граждан разрешений на приобретение гражданского оружия установлен Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан» (далее – Указ № 200).
Для получения вышеуказанного разрешения необходимо представить следующие документы:
- заявление;
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
- медицинская справка о состоянии здоровья;
- государственное удостоверение на право охоты;
- две фотографии заявителя размером 30Х40 мм;
- документ, подтверждающий внесение платы в размере 1 базовой величины за каждую единицу оружия.
Срок осуществления административной процедуры – 1 месяц со дня подачи заявления, разрешение на приобретение действительно в течение 6 месяцев.
Разрешение на хранение и ношение оружия выдается после предоставлений следующих документов:
- паспорта или иного документа, удостоверяющего личность;
- разрешения на приобретение гражданского оружия;
- сертификата соответствия на гражданское оружие (в случае приобретения за пределами Республики Беларусь);
- документа, подтверждающиго внесение платы в размере 2 базовых величины за каждую единицу оружия.
Срок осуществления административной процедуры – 10 дней со дня приобретения оружия, разрешение на хранение и ношение оружия действительно в течение 3 лет.
Постановка ввезенного гражданского оружия на учет при переезде на постоянное место жительства с выдачей разрешения на его хранение и ношение осуществляется в порядке, предусмотренном Указом № 200.
Все ввозимые на территорию Республики Беларусь модели гражданского оружия и боеприпасов подлежат обязательному подтверждению соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Сертификат соответствия является основанием для оборота служебного и гражданского оружия и боеприпасов на территории Республики Беларусь.
О проверке условий хранения оружия То, что любое мероприятие государственного контроля – обременение для подконтрольного субъекта – это факт, и проверки условий хранения оружия – не исключение. Владельцы ружей и пистолетов соглашаются на визиты проверяющих добровольно: в статье 28 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» (далее – Федеральный закон «Об оружии») всегда было закреплено, что должностные лица органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом оружия, имеют право производить его осмотр в местах хранения, а при выявлении нарушений – давать обязательные для исполнения предписания.
Сегодня органом, уполномоченным в сфере оборота оружия, является Росгвардия. В ее подразделениях проходят службу, в том числе, лица, имеющие специальные звания полиции (статьи 9 и 5 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации»). Законные требования сотрудников Росгвардии обязательны для исполнения гражданами (статья 8). Сотрудникам Росгвардии выдаются служебные удостоверения, подтверждающие личность, должность, права и полномочия, предоставленные им (статья 24). Следовательно, сотрудники Росгвардии, имеющие специальные звания полиции, в подтверждение своих полномочий проводить проверку должны предъявлять владельцам оружия лишь служебное удостоверение. И то же (вплоть до формирования новой правовой базы проверочных мероприятий) относится к сотрудникам органов внутренних дел, имеющим специальные звания полиции (подпункт «б» пункта 14 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации»).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2012 г. № 1284 «Об оценке гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) и территориальных органов государственных внебюджетных фондов (их региональных отделений) с учетом качества предоставления ими государственных услуг, а также о применении результатов указанной оценки как основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей» граждане Российской Федерации получили возможность оценить эффективность деятельности руководителей территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (их структурных подразделений), предоставляющих государственные услуги в области оборота оружия.
Результаты указанной оценки могут послужить основанием для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями подразделений лицензионно-разрешительной работы своих должностных обязанностей.
Справочно: оценка (от 1 до 5 баллов) проводится в отношении четырех государственных услуг, предоставляемых подразделениями лицензионно-разрешительной работы:
1. Выдача юридическому лицу или гражданину Российской Федерации разрешения на транспортирование оружия и (или) патронов;
2. Выдача гражданину Российской Федерации лицензии на приобретение спортивного или охотничьего огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, охотничьего пневматического оружия и спортивного пневматического оружия с дульной энергией свыше 7,5 Дж и патронов к нему;
3. Выдача гражданину Российской Федерации разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного гладкоствольного оружия, охотничьего пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему.
4. Выдача удостоверения частного охранника.
Критерии оценки включают в себя:
- время предоставления государственной услуги;
- время ожидания в очереди при получении государственной услуги;
- вежливость и компетентность сотрудника, взаимодействующего с заявителем при предоставлении государственной услуги;
- комфортность условий в помещении, в котором предоставлена государственная услуга;
- доступность информации о порядке предоставления государственной услуги.
В целях выявления мнения гражданина о качестве предоставления государственных услуг сотрудник подразделения лицензионно-разрешительной работы, принявший заявление о предоставлении государственных услуг, в случае согласия гражданина на участие в оценке качества предоставленной ему государственной услуги передает предоставленный им абонентский номер сотового телефона контактные, в информационную систему мониторинга государственных услуг.
Контактные данные, поступившие в информационную систему мониторинга государственных услуг, в автоматическом режиме передаются в автоматизированную информационную систему «Федеральный телефонный центр сбора мнений граждан о качестве государственных услуг» (далее – федеральный телефонный центр), которая направляет гражданину короткое текстовое сообщение с предложением оценить качество предоставления государственной услуги.
Гражданин сообщает свое мнение о качестве предоставления государственных услуг посредством направления ответного короткого текстового сообщения на номер, определенный оператором федерального телефонного центра. Направление короткого телефонного сообщения является для гражданина бесплатным.
Сотрудник федерального телефонного центра может перезвонить гражданину и провести опрос по всем указанным выше критериям. Результаты оценки направляются федеральным телефонным центром в информационную систему мониторинга государственных услуг.
Гражданин, изъявивший желание участвовать в оценке качества предоставленной ему государственной услуги, оставивший свои контактные данные, но не ответивший на короткое телефонное сообщение, также может быть опрошен сотрудником федерального телефонного центра по всем критериям. На основе поступивших в федеральный телефонный центр оценок граждан ежеквартально формируется сводная оценка по каждому территориальному органу федерального органа исполнительной власти (его структурному подразделению), результаты которой в свою очередь являются основанием для принятия решения о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей.
Кроме того, граждане могут оставить свой отзыв о работе подразделений лицензионно-разрешительной работы на сайте «Ваш контроль».
Также информируем, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2012 г. № 1198 «О федеральной государственной информационной системе, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг» (далее – Постановление), с 1 января 2015 года введена в эксплуатацию федеральная государственная информационная система, обеспечивающая процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг (далее – Система).
Жалоба на действия (бездействия) сотрудников подразделений лицензионно-разрешительной работы совершенных при предоставлении государственных услуг, поданная с использованием Системы, будет рассмотрена в срок до 15 рабочих дней.
С 1 октября 2017 г. изменился порядок уплаты единовременных сборов, взимаемых в сфере оборота оружия, размеры которых в настоящее время установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 1998 г. № 574 «О размерах единовременных сборов, взимаемых за выдачу лицензий и разрешений, предусмотренных Федеральным законом «Об оружии», а также за продление срока их действия».
Уплата единовременных сборов с 1 октября 2017 г. недопустима.
В связи с чем, лица, обратившиеся до 1 октября 2017 г. за получением соответствующей государственной услуги в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, имеют право оплатить единовременный сбор, установленный указанным постановлением Правительства Российской Федерации, но не позднее 30 сентября 2017 г. включительно.
Размеры государственной пошлины, уплачиваемой с 1 октября 2017 г. за совершение юридически значимых действий в сфере оборота оружия, устанавливаются Федеральными законами от 1 июля 2017 г. № 145-ФЗ «О внесении изменений в статью 33333 Налогового кодекса Российской Федерации» и № 151-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оружии».
Так, за выдачу лицензии на приобретение, экспонирование или коллекционирование оружия и патронов к нему, за исключением выдачи лицензии, предусмотренной абзацем третьим подпункта 136 пункта 1 статьи 33333 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), уплачивается 2 000 рублей;
- за выдачу (продление срока действия) лицензии на приобретение газового пистолета, револьвера, сигнального оружия, холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов Российской Федерации или казачьей формой, уплачивается 500 рублей;
- за выдачу (продление срока действия) разрешения на хранение оружия, хранение и ношение оружия, хранение и использование оружия, ввоз в Российскую Федерацию оружия и патронов к нему или вывоз из Российской Федерации оружия и патронов к нему уплачивается 500 рублей;
- за переоформление лицензии на приобретение оружия и патронов к нему, разрешения на хранение оружия, хранение и ношение оружия, хранение и использование оружия, ввоз в Российскую Федерацию оружия и патронов к нему или вывоз из Российской Федерации оружия и патронов к нему уплачивается 250 рублей.
Порядок уплаты и сроки уплаты государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, определенных главой 25.3 Кодекса, установлен статьей 33318 Кодекса.
При обращении за совершением юридически значимых действий в сфере оборота оружия государственная пошлина уплачивается до подачи заявлений и (или) документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов (подпункт 6 пункта 1 статьи 33318 Кодекса).
Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной формах (пункт 3 статьи 33318 Кодекса).
Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении.
Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.
Факт уплаты государственной пошлины плательщиком подтверждается также с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах (далее – ГИС ГМП), предусмотренной Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации представления государственных и муниципальных услуг».
При наличии информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в ГИС ГМП, дополнительное подтверждение уплаты плательщиком государственной пошлины не требуется.
В целях стимулирования представления государственных услуг в электронной форме пунктом 4 статьи 33335 Кодекса предусмотрено, что размеры государственной пошлины, установленные главой 25.3 Кодекса, за совершение юридически значимых действий в отношении физических лиц, до 1 января 2019 г. применяются с учетом коэффициента 0,7, (то есть со скидкой в 30%) в случае подачи заявления о совершении указанных действий и уплаты соответствующей государственной пошлины с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, региональных порталов государственных и муниципальных услуг и иных порталов, интегрированных единой системой идентификации и аутентификации.
Плательщик имеет возможность исполнить обязанность по уплате налогов, сборов и иных платежей путем представления в банк соответствующего поручения на перечисление денежных средств как на бумажном носителе, так и в электронном виде по сети Интернет либо путем внесения денежных средств через банкоматы и платежные терминалы кредитной организации.
Кодексом не предусмотрена уплата государственной пошлины через юридических лиц, не являющихся банками, в том числе через платежных агентов и банковских платежных агентов, а также через платежные терминалы платежных агентов.
Уплата сбора, в частности, государственной пошлины, за плательщика сбора может осуществляться иным лицом, в том числе представителем плательщика сбора (пункты 1 и 8 статьи 45 Кодекса).
В случае, если плательщик сбора (государственной пошлины) не имеет возможности самостоятельно уплатить данный сбор, то согласно статье 26 Кодекса плательщик сбора (государственной пошлины) может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Кодексом (пункт 1 статьи 26 Кодекса). Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами (пункт 3 статьи 26 Кодекса).
Законными представителями плательщика сбора (государственной пошлины) – организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов (статья 27 Кодекса).
Законными представителями плательщика сбора (государственной пошлины) – физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
При уплате государственной пошлины за совершение вышеуказанных действий представителем или иным лицом за плательщика государственной пошлины, в платежном документе на перечисление суммы государственной пошлины в бюджет должно быть указано, что представитель или иное лицо действуют от имени ее плательщика.